Глава 9: Остеопатия для новорожденных.
Почему? Когда? Как? Почему необходимо остеопатическое вмешательство? Беременность

Содержание и другие главы этой книги НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

Именно на этом этапе следует искать ответ на данный вопрос. Во время беременности тело будущей мамы подвергается трансформации. Меняется равновесие и осанка. Она толстеет. Её живот выдвигается вперед и меняет свои точки опоры о землю. Внутренние органы брюшной полости адаптируются к развитию плода, который увеличивается в размерах и в весе в течение девяти месяцев своего развития. Плод растет и занимает все больше места. К седьмому-восьмому месяцу он занимает определенное положение: либо головой вниз, либо ягодицами. В этой финальной фазе ожидания плод ждет момента родов, имея очень мало места. Его голова и всё тело окружены, сжаты, сдавлены как мягкими, так и твердыми структурами тела матери.

Схема Л. Н. Фарабефа. Ребенок ждет. Он сжат.

Именно в животе матери плод испытывает первые нежелательные давления, напряжения, компрессии.

Когда ребёнок занимает предродовое положение, например, головой вниз, его череп и лицо, состоящие из множества костей, ещё не сросшихся между собой, оказываются прижатыми к твёрдым и нерастяжимым структурам материнского тела, к костям её таза.

При ягодичном предлежании голова плода тоже упирается в плотные и сильно натянутые мышечные структуры матки. Несмотря на присутствие амниотической жидкости, окружающей и защищающей плод, голова плода и в этом случае может подвергнуться первым в своей жизни механическим нагрузкам. Эти нагрузки передадутся всей совокупности костей и мембран черепа.

На самом деле, маленький, только ещё формирующийся череп плода состоит главным образом из мембран, которые связывают не сросшиеся костные структуры. О мембранах стоит поговорить отдельно.

Из этой главы следует запомнить главное:

Во время вашей беременности ваш малыш может подвергнуться механическим нежелательным воздействиям, способным деформировать его голову.

РОДЫ.

Во время родов необходимо, чтобы головка ребёнка смогла без повреждений преодолеть различные препятствия, которые встают на её пути.

Для этого важно, чтобы диаметры головы ребёнка совпадали с диаметрами костного таза матери.

Очень важно, чтобы роды протекали плавно. Т.е. ни слишком быстро, ни слишком медленно, без рывков, без остановок и без искусственного стимулирования.

Роды должны протекать гармонично в соответствии с индивидуальными особенности матери и её собственными ритмами. Очень часто естественный ритм родов нарушается.

В таких случаях головка ребёнка испытывает сильные нагрузки. Это может вызвать нарушение механического равновесия костей и мембран черепа новорождённого, что в свою очередь может нарушить равновесие в выполнении некоторых жизненных функций.

К тому же некоторое число так называемых трудных родов вынуждает акушера пользоваться инструментами, чтобы помочь головке ребёнка выйти на свет. Это щипцы, шпатели и вантузы.

Схема проф. А. Оварда (1898).

Иногда акушеру приходится вмешиваться в процесс родов, применяя различные специфические манипуляции с головой и телом ребёнка.

Да, все эти манёвры извне полезны для лучшего протекания родов, но они рискуют нарушить волокнисто-хрящевидные и мембранозные структуры костей головы и лица плода.

Медицина допускает естественную деформацию головы плода во время родов, зависящую от типа предлежания его головы.

Затылочно-задняя макушка. Затылочно-передняя макушка.

Лоб. Лицо.

Рисунки из «Практического пособия по акушерству» проф. А. Оварда (1898)

Доктор Виола Фрайман, директор Детского остеопатического центра в Калифорнии (США) в своём статистическом исследовании, выполненном на 1250 новорождённых, обследованных на пятый после родов день, подчёркивает что:

«Артикулярные и мембранозные натяжения на уровне черепа были обнаружены в 78% случаев…»

и

«…10 % новорождённых имеют серьёзные травмы, полученные либо до, либо в процессе родов и видимые невооружённым глазом…».

Виола Фрайман уточняет также

«82% новорождённых имеют краниальную проблему без симптомов и без явных признаков…».

И, наконец, очень красноречивые фразы:

«Мышечно-скелетные напряжения, которые испытывает новорождённый в процессе родов, могут создать ему проблемы на всю оставшуюся жизнь…».

«Признать наличие таких проблем и лечить такие дисфункции в период, следующий непосредственно за рождением, является крайне важным и необходимым делом. Это самые важные фазы в практике остеопатической медицины, считающей себя прежде всего профилактической медициной».

ГОЛОВА НОВОРОЖДЁННОГО.

Будущие мамы, извините меня за эти анатомические, но очень важные подробности. Они позволят вам лучше понять цель остеопатической работы с головой вашего ребенка, если вы доверите нам его через несколько дней после родов. Очень многие ответы на вопрос: «Почему?» даст вам наблюдение за строением и развитием черепа. Как часто видим мы вокруг себя детей с деформированными черепами и асимметричными лицами! Приходилось ли вам задавать себе вопрос: «Как это могло произойти?». Важно понимать эволюцию костей черепа на стадии их развития.

Для облегчения дальнейшего повествования необходимо познакомить вас с некоторыми терминами.

Голова имеет череп и лицевую часть.

  • Череп — это костная коробка, которая содержит головной мозг, наш высший командный центр, наш главный компьютер.
  • Лицо — это передняя часть головы, где размещаются наши рецепторы: глаза, нос, рот, органы чувств.
  • Скелет — это структура, состоящая из 210 костей, связанных между собой приблизительно 500 мышцами. Однако в момент рождения скелет новорожденного имеет приблизительно 350 костей, так как позднее некоторые кости срастаются между собой. Череп взрослого состоит из 29 костей, а у новорожденного их больше.
  • «Структура». Этот термин следует понимать как связь, соединение, и более широко — как состав. Голова новорожденного это структура образованная многочисленными костями. Они расположены относительно друг друга в определенном порядке, логичном и связанном. Они крепко соединены между собой, образуя округлый или продолговатый контур головы и лица ребенка. Когда они не деформированы, то обеспечивают гармоничное и функциональное взаимодействие.

Схема черепа новорожденного по Сантини.

Итак, голова новорождённого состоит из двух частей.

  • Верхняя часть, свод — это не окостеневшая и мембранозная часть. Она эластична, пластична и способна к деформации. Она защищает мозг плода.
  • Нижняя часть, основание, не окостеневшая, но более резистентная, состоящая из хряща. Она появляется на промежуточном этапе образования костной ткани, перед окончательным её окостенением. Основание черепа новорождённого тоже способно деформироваться.

ОБЕ ЧАСТИ ЧЕРЕПА ПОДВЕРЖЕНЫ ДЕФОРМАЦИЯМ, ВЕДУЩИМ К НАРУШЕНИЮ РАВНОВЕСИЯ.

Поговорим о роли затылочной кости.

Эта кость находится сзади. Под теменной костью головы. У взрослого человека — это монолитная кость. У новорождённого она состоит из четырёх частей. Они отделены друг от друга полосками нежной, пластичной и способной деформироваться ткани.

Затылочная кость. Четыре ее части не слились.

Эти 4 части будут постепенно сближаться друг с другом и окостенеют к шестому году жизни ребёнка, а у некоторых детей только к десятому году жизни. До окончательного окостенения эти части подвижны, скользят относительно друг друга, смещаются в сторону.

Окостенев, они сформируют затылочное отверстие, через которое проходит спинной мозг, опускаясь их черепа вниз по позвоночнику. Вокруг этого отверстия находится паутина твёрдой мозговой оболочки. Это мембрана, соединяющая голову и таз. Она прикрепляется на уровне затылочного отверстия, а потом идёт к крестцу.

Схема по Г. Мэгуну.

Во время трудных родов, удара или падения ребёнка четыре части основания черепа младенца могут слегка деформироваться или зайти друг на друга. Эта деформация может стать причиной деформации всей совокупности костей черепа ребёнка.

Все слышали о родничках. Но что же это такое?

Это «открытые» мембранозные зоны. Их шесть. Они закрываются постепенно к двум-трём годам жизни ребёнка, когда заканчивается родничковый период.

Роднички могут помочь акушеру получить точную информацию о положении головы плода в матке перед родами. Они служат ориентирами, позволяющими следить за ростом костей черепа. Если пальпировать роднички, они ощущаются как свободные от кости и мягкие пространства. Когда малыш плачет, кричит или хочет пить, большой родничок, расположенный в верхней части головы изменяет свою форму под пальцами пальпирующего его остеопата. Палец руки врача на уровне этого родничка позволяет прослушать сердечный ритм ребёнка.

Несколько слов о швах черепа.

Это фиброзные пространства, разделяющие кости черепа друг от друга. Они активизируют процессы роста костей головы и участвуют в увеличении черепного объема. Прочно связывая кости между собой, они, тем не менее, обеспечивают некоторую степень их мобильности. Краниальная концепция использует термин пластичности или подвижности для обозначения этого понятия. У взрослых и детей от 7 лет, концы некоторых швов принимают вид стыка между двумя элементами рамы у картины. Угол рамы представляет собой две склеенных и тесно прижатых друг к другу деталей. К тому же, эти две детали имеют скошенную поверхность. То же самое и с костями черепа. Их суставные поверхности находят друг на друга, как лезвия ножниц. Наружная поверхность кости накрывает внутреннюю поверхность соседней кости. Эта хитроумная система обеспечивает прочность черепа и, одновременно, его пластичность.

НАБЛЮДЕНИЯ.

Швы и роднички — это:
  • зоны адаптации головы плода относительно неизменного и нерастяжимого таза матери. Таким образом, череп плода использует свою способность деформироваться под воздействием нагрузок, чтобы преодолеть различные препятствия, возникающие в процессе родов. Он вынужден деформироваться, чтобы не быть раздавленным.
  • «буферные зоны» между еще не слившимися костями черепа и мембранами. Они хрупки и подвержены деформации, поскольку связаны с адаптацией.

В заключение можно допустить, что родничок и швы — это адаптивные зоны, которые принимают на себя все травмирующие нагрузки (напряжения, растяжения, сжатия, наложение костей друг на друга), которые индуцируют асимметрию различных не сросшихся костей черепа новорожденного.

Эта остеопатическая гипотеза основывается на анатомических наблюдениях, она логична и подтверждается практикой.

Остеопатическое понятие времени.

Играет важную роль. Кости растут. Точки окостенения управляют их формированием. Кости становятся шире и толще ото дня ко дню.

Время, когда остеопат может помочь быстро уходит!

Различные кости основания черепа окостеневают в период от 3-х до 9-ти лет жизни ребенка. К тому же, как писал американский остеопат Кати, «кости лица и других частей черепа имеют разные периоды и степень роста. Это различие может добавить дополнительный осложняющий фактор, такой как аллергия, глазные проблемы, проблемы уха, горла, носа».

Итак, у нас не так много времени для коррекции и моделирования головы ребенка. Не будем терять его! Время необратимо!

Остеопатия может обнаружить и быстро исправить, до того как произошло окончательное формирование костей лица и головы, все аномалии формы, вызванные первой травмой, коей являются роды.

Если в первые две недели после родов, асимметрии или деформации самостоятельно не исчезнут, не стоит терять времени- нужно идти к остеопату. Чем больше ждешь, тем труднее остеопату исправить асимметрии.

Без вмешательства остеопата череп попытается как-нибудь сам исправить ситуацию, но проблема может оставить следы.

Врачи часто говорят: «Ничего, головка вашего малыша со временем станет ровнее. Не беспокойтесь!». Опыт показывает, что в 95% случаев этого не происходит. Остается надеяться только на пышную шевелюру, которая спрячет все неровности черепа.

Но ведь речь идет не только о внешней привлекательности, речь идет о здоровье.

Последствия деформаций бесшумно работают против ребенка. Даже если они не очень серьезные, они вызывают нарушения, мешающие в жизни и в учебе.

По мнению Виолы Фрайман, 8 новорожденных из 10 имеют краниальную проблему без явных проявлений. Подумайте над этим!

Некоторые педиатры, с доверием относящиеся к остеопатии, не решаются доверить нам новорожденного, считая его слишком хрупким. Когда такие дети приходят к нам в возрасте 3, 4 или 6 месяцев, еще не поздно.

Я хочу поблагодарить педиатров за то, что они рекомендуют нас, но сколько потеряно времени для моделирования и коррекции! Чем раньше новорожденный попадет к остеопату, тем легче, эффективнее и быстрее произойдет коррекция.

Остеопат должен вмешиваться сразу после родов, или сразу после выхода из роддома.

Следует работать с педиатрами и приглашать их на остеопатические сеансы. Тогда они увидят, что грудной ребенок может активно участвовать в работе, выполняемой остеопатом.

Мамы счастливы, когда видят, как хорошо чувствует себя их малыш после сеанса.

Когда обращаться к остеопату.
Как можно раньше.

Нужно принести новорождённого к остеопату сразу же после выписки из родильного дома.

Первый сеанс позволит убрать или хотя бы смягчить травматические последствия родов на головку вашего малыша.

Мануальная работа остеопата принесёт ребёнку немедленное улучшение его состояния и даст спасительное благополучие. Таким образом, малыш сможет прожить первые недели своей жизни без страданий, т. е. в наилучших для его развития условиях. Он ответит на лечение, радуя маму здоровьем и хорошим настроением.

Внимание! Визит к остеопату не отменяет и не заменяет наблюдение у педиатра или лечащего врача. Это разные консультации, дополняющие друг друга, а не заменяющие одна другую.

Итак, что касается остеопатического лечения, первый осмотр и моделирование черепа новорождённого следует начать как можно раньше, в первую неделю жизни ребёнка.

Далее, я хотел бы пояснить, каковы возможности остеопатии на разных этапах развития ребёнка.

От рождения до 3 месяцев.

Это лучший период для коррекции всех аномалий формы черепа: асимметрий, уплощения, торсий, перекашиваний и искривлений и т. д.

Это возможно, поскольку роднички открыты, швы между костями мягкие и широкие, а кости мягкие и пластичные. Моделирование черепа и уравновешивание внутричерепных мембран не вызывает трудностей.

От 3 до 6 месяцев.

Возможностей для коррекции уже меньше, так как некоторые роднички закрываются, кости начинают срастаться, а швы уплотняются.

Но в целом череп ещё пластичен и прекрасно моделируется. Коррекция черепных асимметрий ещё возможна в полной мере.

От 6 до 12 месяцев.

Чем старше ребёнок, тем ближе к завершению его строение. Вмешательство становится менее эффективным, но возможным. Большой родничок ещё не закрылся и затылочная кость состоит пока ещё из 4-х частей. Время для коррекции ещё не упущено, но коррекция будет более длительной, потребуется большее количество сеансов, чтобы добиться желаемого результата.

От 1 года до 3 лет.

Все роднички закрылись. Сформировались зубчатые края костей черепа, чтобы, постепенно сближаясь, образовать прочный шов. Формируется верхнее нёбо и растёт в вертикальном направлении верхняя челюсть. Затылочная кость постепенно окостеневает.

Коррекция дисфункций всё ещё возможна, но моделирование становится всё более затруднительным и требует больше сеансов для достижения удовлетворительного результата.

От 3-х до 6-ти лет.

К трём годам жизни ребёнка кость становится плотной, швы закрываются. Верхнее нёбо сформировалось. Чтобы обеспечить формирование зубов, верхняя челюсть соответствует состоянию взрослого человека. К шести годам хрящевидное основание черепа окостеневает. Краниальное окостенение заканчивается, хотя не следует забывать, что некоторые кости заканчивают своё окостенение к 16-ти или даже к 25-ти годам жизни. Подвижность костей уменьшается, но не пропадает совсем. Череп дышит! Всё труднее и труднее моделировать череп, но коррекция дисфункций всё ещё эффективна.

Моделирования асимметрий черепа и лица нужно начинать как можно раньше. Сразу после рождения. Коррекцию потери подвижности костей черепа можно делать всегда. Тут нет ограничения в возрасте. Эта коррекция возможна в течение всей жизни.

Последовательное окостенение швов и родничков.

Как работает остеопат?

Остеопатия оказывает мануальную помощь телу вашего ребёнка. Сатерленд писал, что пальцы остеопата «думают, чувствуют, видят и размышляют». Именно руки и пальцы остеопата ищут аномалии формы на уровне головы и лица ребёнка. Пальцы прослушивают ритмы его фасций и краниальные ритмы. Они оценивают функциональное состояние его органов, каждого позвонка его позвоночного столба, включая крестец. Они обращают пристальное внимание на таз, состоящий из многих костей, на верхние и нижние конечности.

Прорабатываются стопы с целью снятия всех напряжений и деформаций. Все виды коррекции улучшают динамику краниального ритма.

Остеопат работает классическими техниками, разработанными классиками остеопатии. Арсенал техник всё время пополняется, что расширяет границы и терапевтические возможности остеопатии.

Хочется успокоить мам. Манипуляции на ребёнке всегда выполняются очень мягко. Все техники отличаются большой точностью и соответствуют той структуре, которая требует коррекции.

Возьмём череп в качестве примера. Руки остеопата ложатся на ту структуру, которая просит помощи. Они помогают этой структуре обрести своё равновесие, мобильность и симметрию. Они возвращают ей нормальное, т. е. самое эффективное анатомическое положение, а, следовательно, нормальную функцию.

Остеопата можно сравнить с кукловодом. Он поддерживает в равновесии все верёвочки, которые приводят куклу в движение и позволяют ей хорошо и правильно двигаться по сцене.

Ребёнок не является пассивным субъектом работы остеопата. Не сомневайтесь, даже грудные младенцы способны по достоинству оценить полезную для них манипуляцию. Кроме того, они участвуют в сеансе, помогая остеопату, они ждут сеанса и желают его. Ребёнок удивляет своих родителей. Всем своим поведением он даёт понять, что воспринимает остеопата как друга и соучастника того невидимого процесса, который идёт в нём. Остеопат — это его друг.

Во время остеопатических сеансов родители делают много открытий, касающихся их малыша. Они начинают осознавать, что их ребёнок — это личность, думающая и действующая, требующая к себе уважения. Не следует видеть в ребёнке всего лишь пассивный и вегетативный кусочек плоти.

Во время сеанса ребёнок часто засыпает. Его личико и тельце расслабляются. Это значит, что благодаря краниальному и фасциальному лечению он освободился от огромного количества напряжений. Он не страдает.

Во время сеанса ребёнок может рассердиться на доктора, даже покричать на него. Это может длиться несколько минут, но потом гнев сменяется на милость и остеопат снова становится лучшим другом.

После остеопатического сеанса дети ведут себя по-разному.

Те дети, которые плохо спят днём и часто просыпаются ночью, после сеанса, бывает, спят глубоким сном 8-10 часов подряд, пропуская несколько кормлений. Таким образом, они навёрстывают упущенное, восстанавливаются. Потом их сон стабилизируется к великому удовольствию их родителей, которые, наконец, и сами могут отдохнуть.

Чем это объяснить? Очень часто после родов новорождённый сравним со взрослым, носящим тесную и узкую шляпу, давящую на голову и провоцирующую головные боли, раздражительность, вспышки гнева, расстройства зрения и т. д. Этот дискомфорт невыносим для ребёнка. Но в отличие от взрослого, имеющего возможность снять и больше не носить злополучную шляпу или отдать её для растяжки в ателье, или пожаловаться на боль, уточнив её локализацию, новорождённый лишён всех этих возможностей. Ему остаётся только криком, слезами, раздражительностью и бессонницей выражать свой дискомфорт. Это очень важные признаки, о которых следует поговорить отдельно.

Вот поэтому, ваш ребёнок с удовольствием воспримет заботу остеопата. Истинная роль, которого заключается в том, чтобы обеспечить равновесие всем костным, мембранозным, фасциальным и органическим структурам ребёнка.

Продолжение книги: Основные остеопатические показания для новорожденных и детей младшего возраста.