Глава 3: Как узнать, нужен ли вашему ребёнку остеопат?

Содержание и другие главы этой книги НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

Эта глава состоит из пяти частей. Прочитав её, вы познакомитесь со всеми способами, позволяющими узнать, нуждается ли ваш ребёнок в консультации у остеопата.

Слушать :

В первой части вы услышите, что думают мамы о своих малышах. А ваш малыш? Есть ли у него подобные симптомы? Вашему вниманию предложено несколько конкретных клинических случаев.

Размышлять:

Сначала поразмышляйте о том, как протекали ваши роды. Напоминает ли течение ваших родов одно из тех, что будут описаны здесь?

Наблюдать:

Перечень вопросов позволит вам заметить некоторые признаки, говорящие о том, что у вашего ребёнка есть вероятность краниальной проблемы остеопатического характера.

Смотреть:

Эта глава научит вас смотреть на вашего ребёнка другими глазами, что позволит вам выявить некоторые потенциальные признаки асимметрии формы его головы или лица.

Нарисовать карикатуру:

В этой очень короткой главе я хотел дать в форме карикатуры очень яркий пример, помогающий мне передать очень важную информацию: следует предупреждать заболевание и начинать лечение как можно раньше.

СЛУШАТЬ

Прочтите размышления и наблюдения, которыми, волнуясь, делятся со мной мамы в конце остеопатического лечения. Они подытоживают результат своих ожиданий от остеопатии, к которой они обратились для решения, казалось бы, пустяковой проблемы, но для родителей самая незначительная проблема, которая беспокоит ребёнка, заставляет их волноваться и обращаться к врачу, а тот не должен обмануть их ожиданий.

В целом, после нескольких правильно построенных остеопатических сеансов, мамы сами начинают рассказывать о своих наблюдениях над результатами остеопатического лечения. Вот они.

  • Мой малыш стал более живым, у него более осмысленное выражение лица, он смеётся. А как он вырос! Он прибавил в весе и правильно развивается. Это чувствуется.
  • Мой малыш стал спокойнее, он больше не кричит и не плачет без причины.
  • Моего малыша больше не мучает икота, и колики прошли.
  • Мой малыш стал хорошо спать. Он больше не просыпается по нескольку раз за ночь без видимой причины.
  • Мой малыш не срыгивает постоянно, как раньше. К нему вернулся аппетит. Он выпивает свой рожок, а не мусолит его подолгу.
  • Мой малыш чувствует себя всё лучше и лучше. Чувствуется, что он полон энергией. Он счастлив, спокоен, улыбчив. Он не капризен.
  • Теперь его глаза не на мокром месте. А раньше он всё время плакал.
  • У него всё в порядке с пищеварением и стул наладился.

Может быть, я вспомнил не обо всех высказываниях мам, но главные я здесь привёл.

Чего ожидать мамам от остеопатического сеанса, полученного их ребёнком?

Вот примеры из моей личной практики. Я не буду сейчас объяснять ход лечения, зависящий от механизма остеопатического поражения и от выявленных дисфункций. Не это является целью данной книги.

  • «Головка моего малыша была очень асимметрична. Это нарушало симметрию его лица. Он спал, повернув голову в одну и ту же сторону. У него был очень плоский затылок. Мой малыш был раздражительным, беспокойным, плохо спал, часто просыпался. Мы следовали всем советам остеопата, чтобы восстановить симметрию головы. После шести остеопатических сеансов асимметрия постепенно ушла. Малыш стал спокойнее, восстановился сон. Прошло шесть месяцев после последнего сеанса, асимметрии нет и следа».
  • «Мой малыш плакал три месяца подряд без всякой видимой причины и несмотря на прописанные ему врачом лекарства. Ничего не помогало. После трёх остеопатических сеансов он перестал плакать. Он не просыпается ночью».
  • «Моего малыша мучили колики. Обычное в таких случаях лечение не помогало. Он плакал и корчился от боли. Он был беспокойным и плохо спал. После четырёх остеопатических сеансов он получил то, чего ему так не хватало: покой и расслабление. Врач смог уменьшить дозу лекарств, а потом и отменил их полностью».
  • «Мой малыш никак не мог заснуть. С самого рождения он просыпался по ночам по 2 или 3 раза. Я всё испробовала, а мой врач не знает, что и думать. Я не знала, что мне делать, ведь кроме этой проблемы, всё шло хорошо. После первого же остеопатического сеанса он проспал несколько часов кряду, выплюнув все свои соски. Потом два или три дня были трудными для нас, а через четыре дня он уже крепко спал всю ночь напролёт. Теперь у него двенадцатичасовой ночной сон, он спит днём, чего раньше никогда не было. А всего-то было три остеопатических сеанса».
  • «Мой малыш не берёт рожок. Он так долго сосёт! Мы тратим столько времени на кормление! Его вес немного ниже нормы. Врач говорит, что всё в порядке, так как ребёнок чувствует себя хорошо и не предлагает никакого лечения. Мы пошли на консультацию к остеопату. Уже после второго сеанса мой ребёнок стал активнее сосать свой рожок, без постоянных остановок. Хватило четырёх сеансов, чтобы малыш стал нормально есть, и набрал вес в соответствии с его возрастом».
  • «Моему малышу два с половиной месяца. При каждом кормлении у него начинается рвота. С самого рождения его мучает икота, у него затруднения при глотании. Он срыгивает. Когда он спит, его головка всегда повёрнута вправо. После первого остеопатического сеанса рвота не прекратилась, но объём стал меньше. После четырёх сеансов он держит голову прямо, рвота прекратилась. Он хорошо спит и просыпается в хорошем настроении».
  • «Я пошла на консультацию к остеопату, так как с рождения у моего малыша один глаз был меньше и более закрыт, чем другой. У него была закупорка обоих слёзных каналов, и то один, то оба глаза гноились. Несмотря на прописанные врачом капли, его глаза постоянно слезились. После второго остеопатического сеанса перестал слезиться правый глаз. После четвёртого сеанса оба глаза были в порядке, а слёзные каналы пришли в норму».
  • «Моему малышу три месяца. После того как мне пришлось отнять его от груди, у него начались запоры. Несмотря на прописанное лекарство (Hepar ), которое я добавляла в рожок, и лёгкое слабительное запоры не прекращались. После двух остеопатических сеансов всё вошло в норму. Мой малыш чувствует себя отлично и у него регулярный стул».

Каждый из этих случаев особый. Невозможно предвидеть, что ждёт вашего ребёнка. Может быть, это будут какие-то другие расстройства, не похожие на те, которые продемонстрированы в вышеприведённых примерах.

Остеопат адаптируется к своему пациенту, а не к его дисфункциям. Великий Фрейет, один из наших мэтров, любил повторять: «Остеопат, который говорит своему пациенту, что у него в кабинете только что был пациент с такой же точно проблемой, совершает свою первую ошибку».

Каждый новорождённый, каждый ребёнок — это особый и индивидуальный случай. Каждый требует специфического лечения. Да, остеопатия — это индивидуальная терапия.

Однако нужно согласиться, что проблемы многих новорождённых и подход к их лечению совпадают с перечисленными выше, а остеопатическая помощь и эффективность её результатов — это то, что так восхищает их родителей.

Мне очень нравится высказывание Сэра Вильямся Ослера. В заключение этой главы я предлагаю всем поразмышлять над ним:«Медицина должна была бы начинаться с пациента, вместе с ним развиваться и закончиться с ним же».

РАЗМЫШЛЯТЬ
над причинами компрессий головы новорождённого.

Не входя в подробные разъяснения, я назову основные причины, оказывающие негативное влияние на череп грудного ребёнка. Список факторов агрессии адресован, прежде всего, мамам. Только осознание их отрицательного влияния, позволит мамам реагировать и даже составить остеопатическое заключение.

Именно мамы должны привлечь к ним внимание терапевта, педиатра, акушера и всех тех специалистов в области здоровье, которые находятся рядом с ребёнком.

Когда я спрашиваю маму, приносящую мне малыша, о том, как протекали её роды, я почти всегда слышу один и тот же ответ: «Хорошо!» Мама тут же торопится добавить: «Мой ребёнок нисколько не пострадал!» Тогда я начинаю задавать ей более точные вопросы относительно родовой деятельности, и тогда открывается объективная реальность фактов.

Если даже для мамы роды протекали относительно хорошо, зачастую они были трудными для новорождённого.

Как только роды завершаются, мамы спешат забыть все трудности этого процесса, стремясь сохранить в памяти только факт рождения своего младенца. Он здесь, рядом с ней, рождённый ею и без видимых проблем.

АНКЕТА 1.
Роды.

Посмотрим теперь, а как обстоят дела у вас.

Ответьте на эти вопросы. Варианты ответа: ДА или НЕТ. Обведите кружком «ДА» или «НЕТ».

1. Ваши роды были трудными, долгосрочными, краткосрочными или преждевременными.

ДА НЕТ

2. Ваши роды были спровоцированы, ускорены или замедлены.

ДА НЕТ

3. Вам пришлось дожидаться акушера? Вас просили искусственно задержать роды: «сжать бёдра», сдерживать процесс родов, идти самой в родильное отделение в тот момент, когда ребёнок лежал уже очень низко.

ДА НЕТ

4. Каково было предлежание? Лицом?

ДА НЕТ

5. Каково было предлежание? Ягодицами?

ДА НЕТ

Доктор Малинас считает, что оба предлежания являются нормой «при правильной оценке рисков в каждом отдельном случае».

При лицевом предлежании, череп ребёнка деформируется в профиль. Лицо новорождённого одутловатое и припухшее.

Схемы по Л.X. Фарабефу.
Лицо сразу же после родов. То же лицо в профиль.

При ягодичном предлежании либо ребёнок рождается самостоятельно, либо при вмешательстве акушера, использующего некоторые наружные техники, способствующие улучшению выталкивания новорожденного.

Схемы по Малина и Фавье.

Некоторые из этих родовспомогающих манёвров комбинируют надавливание на живот, тягу головы плода, пальцы во рту (с тягой головы плода вниз и назад), иногда тяга через рот и за плечи, тяга за стопы (шейный отдел в гиперсгибании).

Вот сколько манёвров, способных индуцировать напряжение, давление и компрессию черепа новорождённого!

6. Использовались ли щипцы, шпатель или вантуз при родах?

ДА НЕТ

Щипцы — это главное показание к остеопатическому лечению.

Почему?

Врач решается на использование щипцов для оказания помощи вашему ребёнку на последней фазе его рождения. Для наложения щипцов требуется место, но головка ребёнка занимает уже всё пространство, поэтому для введения щипцов его оказывается недостаточно.

Схема по Малина и Фавье. Схема по Л.Х Фарабефу.
Присоска. Щипцы.

Пластичные кости черепа плода должны будут адаптироваться к этому требованию, т. к . кости таза матери пребывают в максимальном открытии и не могут помочь.

Вантуз натягивает формирующиеся кости черепа, а вместе с ними и мембраны на уровне швов черепа и родничка, на том уровне, на который он помещается.

7. Было ли у вас кесарево сечение? Плановое или в срочном порядке?

ДА НЕТ

«Кесарево сечение — это неизбежное зло. Одно из десяти вызвано непреодолимыми механическими препятствиями. Кесарево не является частью естественного родового процесса. Оно наносит травму, оставляя рубец, и являясь источником специфических осложнений. (Проф. И. Малинас).

Часто мамы говорят мне: «У меня было кесарево сечение. Мой ребёнок совсем не пострадал, а значит, ему не нужен краниальный остеопат».
Что думать по этому поводу?
Для остеопата существуют два типа кесарева сечения:

A) Запланированное заранее (профилактическое, 39% всех случаев):
В этом случае череп ребёнка не страдает от возможных нагрузок при длинных и трудных родах или при запаздывающем внеплановом кесаревом сечении.
Однако череп плода не получил моделирования, которое происходит при естественных родах и которое стимулирует череп к дальнейшему правильному развитию его точек краниального окостенения.
К тому же в животе матери плод подвержен внутриматочной компрессии, он в состоянии сжатия и испытывает давление сил, идущих от матки и подталкивающих его тело и голову «к выходу».

B) Внеплановое кесарево сечение:
Роды начинаются естественным образом и трансформируются в трудные.
Пока идёт подготовка, головка ребёнка остаётся зажатой в родовых путях, ожидая «освобождения». Она упирается в кости материнского таза и одновременно подвергается давлению спазмированных мышц, препятствующих её продвижению.

«Кесарево сечение — это истинные роды, но брюшного предлежания» (от 9% до 17% случаев).

Схема по Дж. М. Тулону.
Извлечение плода вручную во время кесарева сечения.

Череп младенца подвергается компрессиям, растяжениям и слишком интенсивному и зачастую асимметричному моделированию. И, наконец, наступает хирургическое освобождение, которое выполняется мануальными тракциями и компрессиями, а иногда с помощью щипцов.

В таких случаях ребёнок непосредственно выходит из живота матери в состоянии той компрессии, которая свойственна плоду в фазе ожидания.

Любое кесарево сечение, плановое или внеплановое, влечёт за собой вмешательство остеопата в первые дни после родов.

Заключение.
Сумма всех ДА:
Сумма всех НЕТ:
Если вы ответили ДА хотя бы на один из поставленных по родам вопросов, вполне очевидно, что череп вашего малыша подвергся некоторому напряжению.

По типу предлежания, обеспечивающему лёгкое или трудное изгнание плода, самостоятельные роды или родовспоможение, череп новорождённого испытает более или менее сильные нагрузки.

Хочется ещё раз повторить, что каждые роды особые и единственные в своём роде. Нельзя частный случай возводить в ранг общего и универсального закона!

Визит к остеопату необходим сразу же после родов, как только появляется для него возможность.

НАБЛЮДАТЬ.

Теперь нужно научиться наблюдать за некоторыми знаками, которые я назвал бы «сигналами тревоги».

Они могут вам подсказать, что у вашего малыша есть небольшая краниальная проблема с остеопатической точки зрения. Я советую вам прочитать и правильно заполнить следующие ниже анкеты. Они помогут вам обнаружить некоторые сигналы тревоги, остававшиеся до сего дня незамеченными.

Возьмите карандаш, сядьте в тихий уголок и спокойно ответьте на каждый вопрос.

Сигналы тревоги, которые должны привлечь ваше внимание.

АНКЕТА 2
Для грудного ребёнка.

(Грудной ребёнок — это ребёнок в возрасте от 10 дней до 24 месяцев, некоторые врачи считают, что до 30 месяцев).

1. Ваш малыш выказывает признаки недовольства, он плачет, когда его берут на руки, пеленают, меняют подгузники или выполняют другие необходимые ему манипуляции.

ДА НЕТ

2. Он судорожно вздрагивает, выгибается или напрягается без видимой причины.

ДА НЕТ

3. Лёжа или сидя у вас на руках он запрокидывает назад голову без явной на то причины.

ДА НЕТ

4. Лёжа в кроватке, он пытается всё время искать опору для головы, опираясь, например, о прутья кроватки.

ДА НЕТ

5. Лёжа.

Он спит на одном и том же боку.

ДА НЕТ

Он поворачивает голову в одну и ту же сторону.

ДА НЕТ

Его голова находится в положении постоянного гиперразгибания, она сильно запрокинута назад (в этом случае образуется свободное пространство между его шеей и кроваткой).

ДА НЕТ

6. Лёжа, когда голова ребёнка лежит на одной оси с телом, посмотрите, как ведут себя верхние и нижние конечности. Они занимают асимметричное положение.

ДА НЕТ

7. Он выгибается , как лук, когда лежит на спине.

ДА НЕТ

8. Он не спит лёжа на спине, а избегает такого положения, считая его неприятным или неудобным.

ДА НЕТ

9. Когда вы моете вашего малыша, он кричит, если вы дотрагиваетесь до его:

Головы.

ДА НЕТ

Затылка.

ДА НЕТ

Других частей тела.

ДА НЕТ

10. Он плачет систематически, если вы касаетесь верхней части его затылка.

ДА НЕТ

11. Он издаёт пронзительные крики, хнычет без всякой очевидной причины.

ДА НЕТ

Малыш постоянно или часто плачет без видимой причины.

ДА НЕТ

12. У малыша обильное слюноотделение, он любит пускать слюни.

ДА НЕТ

Если в первые недели жизни вы наблюдаете обильное слюноотделение, об этом нужно сообщить вашему педиатру. Только после трёх месяцев такое обильное слюноотделение между двумя кормлениями является нормой.

13. Ваш младенец хорошо сосёт грудь.

ДА НЕТ

Его нужно заставлять брать грудь или рожок.

ДА НЕТ

14. После кормления грудью или после рожка ваш ребёнок:

Систематически срыгивает.

ДА НЕТ

Имеет частую или систематическую рвоту.

ДА НЕТ

У него часто бывает отрыжка.

ДА НЕТ

Он часто икает

ДА НЕТ

Срыгивание — это более или менее быстрый выброс пищи, единовременный или повторяющийся, всего несколько кубических сантиметров жидкости или молока. Он в норме не должен превышать объём, равный трём кофейным ложкам жидкости. Нужно отличать срыгивание от рвоты. О рвоте необходимо сообщать своему педиатру.

15. Ваш малыш испытывает трудности при глотании.

ДА НЕТ

Он с трудом сосёт.

ДА НЕТ

Глотание не должно сопровождаться храпом, кашлем или цианозом (посинение цвета кожи). В норме язык должен оставаться влажным. Его сухость — это признак обезвоживания, что требует срочного медицинского вмешательства.

16. Когда вы держите малыша на руках, вы слышите, как трудно ему дышать.

ДА НЕТ

При рождении частота дыхания составляет от 36 до 40 циклов в минуту. Этот ритм уменьшается, чтобы достичь значения 30 циклов в минуту в возрасте одного года, и 25 циклов в минуту в пять лет. Иногда на уровне грудной клетки (в верхней части грудины) при каждом вдохе обнаруживается небольшое углубление, сопровождающееся небольшим подрагиванием крыльев носа. Это норма.

17. Вы смотрите на ребёнка, наблюдая за всеми его движениями:

Он достаточно подвижен и активен для своего возраста.

ДА НЕТ

Он недостаточно бодрый, крепкий и живой.

ДА НЕТ

Он кажется вам беспокойным и сверхвозбудимым.

ДА НЕТ

18. Днём ваш малыш слишком часто засыпает и долго спит, несмотря на то, что он хорошо спит ночью.

ДА НЕТ

Он путает день с ночью. Днём спит, а ночью бодрствует.

ДА НЕТ

Его нужно всё время укачивать и уговаривать, чтобы он заснул.

ДА НЕТ

Он засыпает с трудом.

ДА НЕТ

Он всё время плачет, перед тем как заснуть, и когда просыпается.

ДА НЕТ

Он систематически будит вас ночью своим беспричинным плачем.

ДА НЕТ

Он часто страдает от бессонницы.

ДА НЕТ

Сон, его ритмы, ритуалы, сопровождающие засыпание, с возрастом меняются. Для сравнения в сутки: новорождённый спит 24 часа, трёхмесячный малыш спит 19 часов, ребёнок от года до пяти лет спит 14 часов.

19. Вы наблюдаете за вашим ребёнком и обнаруживаете, что при плаче слезы у него текут из обоих глаз.

ДА НЕТ

Слезы текут только из одного глаза.

ДА НЕТ

У него есть шишка на голове, на волосистой части кожи головы (серозно-кровяная шишка).

ДА НЕТ

У него несимметричное лицо или голова.

ДА НЕТ

Его голова более плоская с одной стороны.

ДА НЕТ

20. Когда вы кладёте вашего ребёнка на стол для пеленания, его позвоночник кажется вам прямым и малоподвижным.

ДА НЕТ

В тот момент, когда ребёнок полностью расслаблен и не плачет, вы кладёте ему руку на животик и обнаруживаете, что живот чрезмерно напряжён.

ДА НЕТ

В норме животик ребёнка должен быть мягким и эластичным, слегка вздутым. Он не должен быть чрезмерно напряжён. Он не должен иметь ощутимых или видимых глазом перистальтических волн. Если есть отклонения от нормы, следует сообщить о них педиатру.

Сумма всех ДА:
Сумма всех НЕТ:
Чем больше ответов ДА, тем больше необходимость посетить остеопата.

Мама должна вести себя следующим образом:

1) Поговорить о своих наблюдениях с лечащим врачом или педиатром, с тем, чтобы врачи могли вмешаться.

2) Пойти на консультацию к остеопату, который сможет эффективно решить большинство из этих проблем:

• либо параллельно с лечащим врачом,

• либо один, если никакое другое лечение не прописывается и если не имеется никаких противопоказаний в строго медицинском плане.

АНКЕТА 3

Для ребёнка младшего возраста.

(от 24 или 30 месяцев до 5 лет).

Перед тем как ответить на вопросы этой анкеты, ответьте на вопросы предыдущей анкеты, даже если ваш ребёнок вырос. Постарайтесь восстановить по памяти его поведение.

Даже если ваш ребёнок вышел из грудного возраста, вы сможете найти некоторые сигналы тревоги, оставшиеся ранее не замеченными.

На Анкету 2 следует ответить, чтобы лучше понимать вопросы Анкеты 3

1. Ваш ребёнок уже часто болеет отитом.

ДА НЕТ

Отиты плохо поддаются лечению и имеют рецидивы.

ДА НЕТ

У вашего ребёнка наблюдается ухудшение слуха.

ДА НЕТ

Ему прописывают дренаж (diabolos).

ДА НЕТ

2. Ваш ребёнок круглый год ходит с насморком.

ДА НЕТ

Эти насморки рецидивируют, несмотря на разное медицинское лечение.

ДА НЕТ

После удаления полипов он подвержен простудам.

ДА НЕТ

Он всё время болеет ринофарингитами, несмотря на различное медицинское лечение.

ДА НЕТ

Он всё время дышит ртом.

ДА НЕТ

3. Падал ли Ваш ребенок? Не падал ли он со стола для пеленания.

ДА НЕТ

Ваш ребёнок часто падает.

ДА НЕТ

Когда он падает, каждый раз ударяется головой.

ДА НЕТ

Он резко падал на ягодицы, но без видимых последствий.

ДА НЕТ

Он упал ничком и ушиб лицо, его ударили по лицу, он получил удар в подбородок, сзади по голове, но без видимых нарушений и последствий (рентгеновский снимок в норме).

ДА НЕТ

Он падал навзничь.

ДА НЕТ

От удара у него вдруг перехватило дыхание.

ДА НЕТ

Он был в машине во время столкновения, и хотя машина получила сильный удар, он не пострадал и не имел видимых последствий.

ДА НЕТ

4. Он уже имеет истинный сколиоз, хотя едва умеет ходить. Это подтверждается ренгенограммой.

ДА НЕТ

5. Он косит одним глазом

ДА НЕТ

Он косит на оба глаза.

ДА НЕТ

6. Его глаза расположены асимметрично.

ДА НЕТ

7. У него уже есть проблемы со зрением.

ДА НЕТ

Ему нужно носить очки или линзы.

ДА НЕТ

Мой ребёнок близорукий.

ДА НЕТ

Мой ребёнок дальнозоркий.

ДА НЕТ

Мой ребёнок страдает астигматизмом.

ДА НЕТ

8. Передняя часть его нижней челюсти слишком выдаётся вперёд или отодвинута назад.

ДА НЕТ

Передняя часть его верхней челюсти слишком выдаётся вперёд или отодвинута назад.

ДА НЕТ

9. У него постоянно открыт рот, а зубы сомкнуты.

ДА НЕТ

У него плохой зубной прикус и плохой зубной контакт.

ДА НЕТ

В норме все зубы размещаются равномерно, а зубы верхней челюсти слегка заходят на зубы нижней челюсти.

Есть щербины или пустое пространство между передними зубами.

ДА НЕТ

В норме между передними резцами не должно быть пустого пространства.

Ваш ребёнок постоянно сосёт один или два пальца, свою пустышку или ещё что-нибудь.

ДА НЕТ

Его язык легко проходит в щель между передними зубами.

ДА НЕТ

10. Попросите малыша открыть рот и осмотрите ротовую полость. Осмотрите его верхнее нёбо и горло, освещая их карманным фонариком. Он имеет высокое, очень вогнутое нёбо.

ДА НЕТ

Это происходит, если ребёнок постоянно сосёт палец или пустышку. Нёбо поднимается. На нём «отпечатывается» след пальца или пустышки. Нёбо деформируется, деформируются зубы и передняя часть верхней челюсти. Мама своим пальцем может оценить глубину нёба своего малыша.

На глаз нёбо ребёнка узкое.

ДА НЕТ

На глаз нёбо ребёнка широкое.

ДА НЕТ

Чаще всего высокое (глубокое) нёбо бывает узким. Плоское нёбо бывает широким.

11. Ваш ребёнок носит брекет.

ДА НЕТ

Сумма всех ДА:
Сумма Вех НЕТ:
Чем больше ответов «ДА» вы наберёте, тем более необходима вашему ребёнку остеопатическая помощь.

Заключение.

Все эти вопросы должны интересовать вас и вашу семью. Эти объективные показатели являются знаками тревоги, говорящими о необходимости ранней остеопатической краниальной проверки вашего ребёнка.

Эти сигналы тревоги могут быть проявлением некоторого незначительного неблагополучия в состоянии вашего ребёнка, небольших недомоганий, нарушений равновесия или даже дисфункций. Последствиями данного состояния могут стать снижение иммунитета, формирование предрасположенности к заболеваниям, восприимчивость органов к заболеваниям.

Остеопаты считают, что лечащий врач, доверяющий остеопатическому подходу к здоровью, должен быть внимателен к этим сигналам тревоги. Они должны побуждать его принимать меры, одной из которых может быть своевременная остеопатическая помощь.

В этом проявляется терапевтическая комплементарность или взаимодополняемость медицины и остеопатии. Нужен тщательный осмотр, чтобы снять все подозрения в наличии заболеваний любой тяжести.

СМОТРЕТЬ

Как приобрести объективный взгляд на своего ребёнка.

Эта анкета научит вас видеть своего ребёнка.

Методика.
Заполните одну и ту же анкету дважды.

1. Сначала заполните анкету по памяти. Обведите кружком нужный ответ, не глядя на своего ребёнка.

2. Заполните ту же анкету ещё раз, но, глядя на своего малыша, и внимательно за ним наблюдая.

Затем сравните ответы. Этот тест даст вам подтверждение необходимости «критического взгляда» на ребёнка. Родители должны не только умиляться, считая своего малыша самым, самым. Нужно объективно и беспристрастно видеть своего ребёнка.

Далее в тексте вы найдете довольно много фотографий и схем, которые окажут вам неплохую помощь. Внимательно их рассматривайте и тренируйте «критический взгляд». Проникнитесь различием форм, которые могут давать асимметрии лица и черепа, и заполните анкету еще раз; это поможет вам «лучше видеть».

В добрый путь!

Вот как надо смотреть на ребенка:

Фас. Профиль.

Лежа на спине. Сзади.

Правильный ответ отметьте «галочкой».

1. Ваш ребёнок сидит у вас на руках или лежит на спине. Рассмотрите внимательно его лицо.

Оно симметрично.

ДА НЕТ

2. Ваш ребёнок сидит у вас на руках или лежит на спине. Рассмотрите внимательно его голову (сверху, спереди, сзади).

Она асимметрична.

ДА НЕТ

Ассиметричная голова. Уплощенная и ассиметричная голова.

3. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Рассмотрите очень внимательно и детально его голову: в анфас, в профиль, сверху.

Она имеет деформации?

ДА НЕТ

Есть неровности: шишки и вмятины?

ДА НЕТ

Она удлинена снизу вверх или спереди назад.

ДА НЕТ

Правая сторона другая по сравнению с левой. Есть асимметрия.

ДА НЕТ

4. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Вы находитесь со стороны его головы и смотрите сверху.

Верхняя часть головы (волосистая часть головы) асимметрична.

ДА НЕТ

По форме она слегка напоминает банан.

ДА НЕТ

Одна сторона вам кажется более круглой, более выпуклой.

ДА НЕТ

Головы в виде «банана».

5. Ваш малыш сидит или лежит на спине. Осмотрите его лицо в целом, сосредоточив внимание на глазах.

Они асимметричны по отношению к лицу в целом.

ДА НЕТ

Они асимметричны по отношению друг к другу.

ДА НЕТ

6. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине.

Осмотрите его лицо, сосредоточив внимание на каждом глазе отдельно.

Один глаз больше, чем другой.

ДА НЕТ

Один глаз меньше другого.

ДА НЕТ

Один глаз более глубоко посажен.

ДА НЕТ

Один глаз навыкате по сравнению с другим.

ДА НЕТ

Оба глаза очень большие и навыкате.

ДА НЕТ

Оба глаза очень маленькие и глубоко посажены.

ДА НЕТ

7. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Голова неподвижна. Рассмотрите уши ребёнка (на уровне его глаз).

Уши асимметричны по отношению к лицу.

ДА НЕТ

Уши асимметричны по отношению друг к другу.

ДА НЕТ

Асимметричные уши. Избыточная лопоухость.

8. Ваш ребёнок сидит. Вы рассматриваете голову сзади, изучая более внимательно уши.

Одно ухо сильнее выдвинуто вперёд (к лицу), чем другое.

ДА НЕТ

Одно ухо больше отодвинуто назад (к затылку), чем другое.

ДА НЕТ

Они слишком оттопырены, причём одно выдвинуто вперёд, двинуто назад.

ДА НЕТ

Одно ухо выше, чем другое.

ДА НЕТ

Одно ухо ниже, чем другое.

ДА НЕТ

Одно ухо оттопырено, а другое прижато к голове.

ДА НЕТ

Оба уха очень оттопырены.

ДА НЕТ

Оба уха слишком прижаты к голове.

ДА НЕТ

9. Ребёнок сидит или лежит на спине. Рассмотрите его нос.

Нос ассиметричен по отношению к лицу.

ДА НЕТ

Нос отклоняется от центральной линии.

ДА НЕТ

Нос глубоко посажен.

ДА НЕТ

10. Ваш ребёнок лежит на спине. Осмотрите ноздри.

В целом ноздри расположены асимметрично.

ДА НЕТ

Одна ноздря больше, чем другая.

ДА НЕТ

Одна ноздря меньше, чем другая.

ДА НЕТ

Серозно-кровяная шишка. Круги под глазами.

11. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине.

Есть ли у него круги под глазами?

ДА НЕТ

Они присутствуют с самого рождения.

ДА НЕТ

Круги под глазами широкие и глубокие.

ДА НЕТ

В любых обстоятельствах у ребёнка грустный взгляд.

ДА НЕТ

12. Ваш ребенок сидит или лежит на спине. Рассмотрите его лицо и обе скулы в целом.

Асимметричны ли они относительно лица?

ДА НЕТ

Асимметричны ли они по отношению друг к другу?

ДА НЕТ

13. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Рассмотрите его лицо, а прежде всего каждую скулу.

Одна скула выступает больше, чем другая.

ДА НЕТ

Одна скула ниже, чем другая.

ДА НЕТ

Обе скулы слишком сильно выдаются вперёд.

ДА НЕТ

Скулы практически незаметны.

ДА НЕТ

14. Ваш ребёнок сидит или лежит на спине. Рассмотрите его лицо, а особенно рот.

Рот ассиметричен по отношению к лицу в целом.

ДА НЕТ
Сумма всех ДА:
Сумма всех НЕТ:
Чем больше ДА вы получите, тем быстрее и в более раннем возрасте вам нужен остеопат.

НАРИСОВАТЬ КАРИКАТУРУ.

Нарисовать очень смешную карикатуру — это хорошее средство, чтобы выразить мысль и быть правильно понятым. А тем более в нашем случае, когда речь идёт о предупреждении заболевания и о здоровье в целом.

Надо сделать всё, чтобы маленькая проблема не стала большой. Маленькая проблема подкрадывается незаметно, она грозит нарушить гармонию и равновесие на более или менее короткий срок, мешает организму эффективно работать, а может остаться с вами навсегда. Нужно предпринять упреждающие действия!

Карикатура на ребёнка, у которого в раннем детстве имелись не вылеченные краниальные проблемы.

С физической и морфологической точки зрения.

Это ребёнок с лёгкой или средней, но видимой глазом, асимметрией лица и головы. Он пытается замаскировать её с помощью причёски, но это удаётся не полностью.
Он имеет идиопатический сколиоз, т. е. сколиоз, причина которого не ясна.
Его нестабильная осанка и прыгающая походка делают его неловким и неуклюжим.
Он носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
Он носит брекет, чтобы исправить прикус.

С точки зрения патологической предрасположенности.

Его мучают мигрени и головные боли. Он ощущает напряжение в голове.
У него часто бывают отиты, и они повторяются, несмотря на медицинское лечение. Наблюдается ухудшение слуха.
Он склонен к проблемам пищеварения: отрыжка, запоры, боли в животе, газы: аэроколия, гастралгия, аэрофагия и т. д.

С точки зрения поведения.

Он не ползал. Он перепрыгнул через этот важный этап моторного развития.
Он плохо координирован в пространстве.
Он часто бьётся обо что-нибудь головой, теряет равновесие, спотыкается, падает.
У него дислексия (нарушение речи).
Он нестабилен, раздражителен, нервозен, непоседлив и даже гиперактивен.

Конечно, это только карикатура. Это робот со всеми сигналами тревоги, которые собраны вместе. Но будьте уверены: реальная картина не так уж далека от данного портрета. Некоторые дети имеют один, два, три и больше из черт, присущих нашему роботу. Присмотритесь повнимательнее к детям вокруг вас.

Я искренне думаю, что визит к остеопату способен помочь вашему ребёнку избежать этих недостатков или смягчить их влияние на его судьбу. Чем раньше попадёт ваш ребёнок к остеопату, желательно сразу после рождения, тем проще остеопату нивелировать многие проблемы, которые будут мешать ребёнку, когда он станет взрослым.

Продолжение книги: Историческая справка.